Главная » Статьи » Тёмная Луна. Размышления лёжа на диване » Человек |
С правками от 14.05.2017 г. В контексте познания окружающего мира особым объектом для изучения является человек. Рассмотрим следующую модель. Человек познаёт мир. Он находиться в центре: внутри себя самого, а в его окрестности располагается изучаемая (информационная) среда. С одной стороны, он сам для себя является объектом для изучения, с другой, его интересуют процессы и явления вне его самого, а так же другие люди. Мотивация, предпосылки и причины к познанию. Человек занимается познанием не просто так. Вообще, весьма справедливым является тезис, о том что всё на свете происходит по какой-то причине. Во всяком случае, чаще всего удаётся определить что провоцирует те или иные события, явления и т.п. На вопрос: "Что движет человеком?" можно предположить ниже следующий ответ. Начнём с того, что замечательным феноменом является Жизнь. Наличие жизни на плате земля, живых существ, процессов и явлений присущих им, говорит о наличии некой движущей силы создающих из отдельных веществ структуры, формирующие живых существ. Чётко можно выделить объекты обладающими свойствами живого и не обладающими таковыми. Интересно то, что живое порождает живое. А вот из неживого сделать живое достаточно сложно. Жизнь на планете Земля существует только благодаря тому, что процесс порождения жизнью жизни не прекращается. Так же достоверно известно, что живые существа во времени меняют свои характеристики и с возрастом, и из поколения в поколение. Ещё одним важны аспектом является конечность жизни для отдельного его носителя: старение, некорректное функционирование или разрушение приводит к смерти живого существа. В итоге, наблюдая за процессами, которые происходят с живыми существами можно выделить три основных цели которые она преследует:
Не достижение какой-либо из этих цели приводит либо к мгновенной (когда не достигаются 1 и 3 цели), либо постепенной (2 цель) смерти, вымиранию, прекращению жизни. Человек - это живое существо, выше упомянутые цели жизни являются объективными для всех живых существ, а значит и для человека они справедливы. Это базовые цели, преследуемые человеком. Если человек по какой-то причине отказывается им следовать это всего лишь краткосрочное событие, ничтожное в масштабе исторического процесса. Место этих людей просто занимают те люди, которые следуют этим целям. И даже если такое поведение будет носить массовый характер: отказ от продолжения рода, развития и поддержания своей жизни и здоровья, то это игра на выбывание, они просто перестают быть её участниками ввиду своей гибели. Их место в историческом процессе занимаю те люди, которые особое место отдают всем трём этим целям: поддержанию своей жизни и здоровья, постоянному развитию и совершенствованию, рождению детей и обеспечения их жизни и развития. Это была кульминация, а вот и развязка. Человеку необходимо познание ради обеспечения выше описанных трёх целей, единственно что современный человек живёт не в природной, а в человеческой - социальной среде, это несколько преломляет их, но не отменяет. Выживание в человеческой среде, развитие внутри неё и продолжение рода сопряжены с её познанием: правил, норм, законов. Таким образом, причиной познавать этот мир для человека является необходимость реализовывать "три цели живого". Предпосылками являются многие мелки сопутствующие задачи, которые необходимо решать на пути их реализации, а так же складывающиеся разнообразные внешние условия разной природы: климат, политика, культура, социальная группа, достаток, состояние здоровья, начальная грамотность и воспитание, которые вводят новые задачи. Мотивацией для человека к познанию способствует снижение издержек (упрощения) связанных с решением этих задач. Если ты обладаешь определённым полезным знанием, значит ты имеешь сравнительное преимущество по отношению к тем, кто этим знанием не обладает. Механизмы познания. И так, в интересах человека заниматься познанием - это способствует реализации его трёх целей живого, однако как это происходит не менее интересный объект для изучения. Для этого сделаем несколько за рисовок на тему, их удобно представить в виде четырёх моделей указывающих на смещение акцента в процессе познания. Рассмотрим следующую модель: "один человек в тёмной комнате". Эта модель служит для описание того, как человек познаёт свой разум, иначе говоря, человек ничего не видит, ничего, не слышит и ничего не ощущает, всё что есть в его распоряжении - этого его собственный разум и информация внутри него. Работа с образами и абстрактными понятиями на самом деле не самая первая стадия. Всё таки предполагается, что сперва в разум человека заводятся эти понятия и образы. Акцент смещён в пользу познания мышления. Ещё одна модель: "один человек в светлой комнате". Допускается, что теперь человеку доступны его чувства и ощущения, а значит он способен ощущать себя и всё что с ним происходит. Акцент смещён в пользу познания восприятия. Модель: "один человек вне комнаты". Теперь человек может познавать мир вне себя, однако, без присутствия в нём других людей. Он может наблюдать за природными процессами: физическими явлениями, жизнью, в том числе и за другими людьми, но не воспринимая их таковыми, т.е. рассматривая их как прочие объекты материального мира и без обратной связи. Акцент смещён в пользу объективного познания механически происходящих процессов. Модель: "человек среди себе подобных". Здесь человек является часть социальной сети, он воспринимает других людей, а они воспринимают его. Акцент смещён в пользу познания взаимодействия людей. Выше описанные модели очерчивают области человеческого познания: мышление, психологию личности и физиологию, окружающий мир, общество. Все механизмы познания сводятся к получению и упорядочиванию полезной информации. Если информация не является полезной или не признаётся таковой, то можно говорить, что процесс познания не осуществляется. То есть, школьник, который посещает уроки математики, но утверждает, что математика ему не нужна и не занимается ею, то и познание математики для него не происходит. Для этого школьника посещение уроков математики не является частью познания этого мира. Напротив, просмотр фильмов и сериалов, а так же иных видеоматериалов в свободное время является для этого же школьника процессом познания, поскольку наглядная информация, содержащаяся в увиденном, имеет для него ценность. Данность такова, что в действительности, выше описанные абстрактные модели не более чем грубое допущение, ведь по факту, человеку очень трудно остаться одному и выжить. Обычно человек рождается уже в человеческой среде, живёт и развивается в ней. Разумеется это сказывается на его возможности познавать: большое количество информации он получает в первую очередь от окружающих его людей: учится читать и писать, познаёт нормы поведения, ценности - в общем всё то, что позволяет ему жить среди людей. В связи с этим, важным моментом в познание является преемственность знаний, где знания - это та самая полезная и упорядоченная информация. Стоит подчеркнуть "полезность" информации или знания - это необъективное их свойство. Зато упорядоченность всегда критерий знания, вся неупорядоченная информация, которой не нашлось места в системе мировоззрения не более чем информационный шум. Знание, обычно запечатлённое на каком либо носители, продукт человеческой деятельности иногда насчитывающей многие года, столетия и тысячелетия. Знание важно передать новому человеку вошедшему в общество (социальную группу). Знание бывает двух видов: детерминированное - строго упорядоченное, объективное, универсальное и недетерминированное - это ещё не признанные объективные знания, субъективные представления о мире (например те, которые изложены в этой статье), общественные институты и т.п. Последняя категория составляют основу для жизни, хотя первая позволяет строить дома, сооружения и технику, проводить хирургические операции, создавать вычислительную технику и прочее, но они являются узкими, недоступными для большинства людей, требуют большого времени для получения и не обязательно способствуют благоприятным отношениям с другими людьми, яркий тому пример - инквизиция. Однако, наличие специфических знаний, дают человеку некоторое сравнительное преимущество в отдельно взятой области человеческой деятельности. Системы познаний. На мой взгляд наиболее доступный для понимания способ познания - это познание через религию, религиозное учение. Одним из древнейших способов познания является мифология. Познание через образы в условиях отсутствия базы терминов и системы знаний - единственный способ познания, он является базовым для человека, ведь развитие речи и накопление знаний об абстрактных терминах и понятиях происходит с нескольким запозданием по сравнению с возникновением образа. Рассказы и сказки с персонификацией явлений природы и качеств человека служат первичным инструментом познания на протяжении тысячелетий. Языческое мировоззрение, так же наполненное мифами, следующий этап развития возможностей человеческого познания. На мой взгляд наиболее близкий к современному научному познанию, во всяком случае в части познания явлений природы и правил взаимодействия природы и человека. В языческих учениях так же прельщает объективность, зло и всё что с ним ассоциируется, так же является неотъемлемой частью мира и находиться в равновесии со своей противоположностью - добром. Такая система позволяет не упускать из рассмотрения тёмную сторону человечка, адекватно реагировать на её проявления и учитывать её при расчётах. Напротив сменившие язычество монорелигии, как правило лишены этих достоинств и не редко вводят человека в заблуждение. Примечательно что монорелигии, как бы не пытались возникнуть ещё до нашей эры, свою силу обрели лишь в первом тысячелетии нашей эры, став одним из инструментов государственного управления и правовой основой для многих законов (для того они и были созданы). Им не свойственны описание и толкование явлений природы, их предметом рассмотрения является человек и взаимодействие человека с человеком. Научное познание, к которому так же можно отнести и любительские эксперименты, и создание образцов новой техники, зачастую обходит стороной мировоззренческие вопросы, полагая их субъективными. Я же считаю, что вполне возможно установить такие правила игры, при которых может существовать всё человеческое сообщество. В принципе опираться следует на тот порядок, который сейчас уже установлен, ведь долгие годы люди живут на одной плате в ступают во взаимоотношения, договариваются о правилах ведения переговоров, дел и т. п., ни национальность, ни религия, в итоге не мешают этим процессам, а значить человеческие отношения можно обезразмерить по культурному и религиозному критерию. Тезис, "ничего лично, просто бизнес", на самом деле говорит о том, что ради общих целей люди готовы сотрудничать. Опять же делая отсылку на три цели жизни, можно придти к выводу, что люди не заинтересованны в конфликтах, спорах и войнах, а заинтересованы в сотрудничестве, взаимовыручке, добрососедстве, процветанию, а значит всё остальное лишь информационный мусор, мешающий разглядеть истинные ценности. Это ещё один довод в пользу познания, просвещённый человек более склонен решать дело миром, не же ли человек, который лишён развитого представления о мире в котором живёт. Зарисовки на тему: "Мое представление о человеке" Главным образом познание сводится к оформлению некоторого конечного продукта - знания. В этом смысле познание - это не только процесс усвоения уже известного знания, но и инструмент для получения нового знания. По большому счёту выше описанные модели человека в комнате и в не её подразумевают именно получения знания с нуля. Иногда это проще, чем опираться на уже известное, однако, и более рискованнее, поскольку присутствует высокая вероятность ошибочного представления о мире, это не страшно, это нормально, но жаль потратить жизнь на то, что в итоге не окажется правдой и не будет работать на практике... С другой стороны, собранные знания другими людьми так же не лишены риска быть заблуждением. Поскольку, представленная в данной публикации записи не носят конечный оформленный характер их скорее можно назвать "зарисовками на тему...", не же ли законченными теориями, однако я всё равно их буду так называть! :-) Теория несистемного элемента. На самом деле любой объект выделенный из некоторой системы можно рассматривать изолированно как несистемный, однако внутри самой системы могут находиться элементы, или не задействованные в ней, или являющие чужеродными. Например болтик упавший в подкапотное пространство автомобиля, он не являлся изначально частью системы и находясь внутри неё её частью не становится. Чтобы всё таки внести конкретику рассмотрим индивида и общество (социальную группу). Общество существующие по некоторым нормам и правилам представляет собой систему. Индивид находящийся среди этой системы, может быть её частью и ассоциировать себя с ней (с обществом), а может наоборот противопоставлять себя ей (ему). Идея о том, что нужна такая теория возникла по насущной необходимости, возможно она уже есть и давно кем-то описана, но поиск информации занимает уйму времени, проще написать "с нуля" свою собственную))) В жизни возникают ситуации, когда в социальной группе находится человек не готовый или не желающий следовать нормам этой группы. Я столкнулся с этим преподавая в школе. Практически все дети готовы учиться, выполнять задания и соблюдать дисциплину, однако среди этой социальной группы может найтись один или два индивида, демонстративно отказывающихся следовать нормам поведения. С позиции "Теории несистемного элемента" данная ситуация выглядит следующим образом: класс представляет собой социальную группу придерживающейся определённых норм, учитель не является элементом системы (социальной группы), он является надсистемным элементом, поскольку наделён полномочиями по отношению к ученикам в классе. Однако, дети это не те люди, которые признаю авторитеты изначально. Более того не для всех детей (да и людей вообще) существуют нормы поведения, не все эти нормы ими признаются, соблюдаются и, в конечном счёте, вполне могут игнорироваться. Таким образом человек может выносить себя за рамки системы, становясь внесистемным элементом, но не покидая её, он всё ещё находится в группе, он просто не соблюдает правила этой группы. Так же и с семьёй, можно быть её членом, но игнорировать правила, установленные матерью или отцом, при этом другие члены группы будут соблюдать эти правила, а нарушитель никуда не изгоняется. Проблема нарушения норм традиционно решается путём введения санкций за их нарушение. Однако легальное применение санкций, как правило, растянутая во времени процедура, а значит применить их в момент совершения нарушения является проблематично, да и сами санкции могут оказаться не соразмерны нарушению. Подводя итог по сказанному, несистемные элементы: над- и внесистемные остаются при системе взаимодействуют с ней но не являются её частью. Проблема спонтанного появления несистемных элементов, пресечение их дестабилизирующего воздействия на систему, актуальна с незапамятных времен, однако её решение требует инструментария, который можно разработать в рамках "Теории несистемного элемента". В целом выделим три группы несистемных элементов:
Для дальнейшего рассуждения на эту тему необходимо больше времени. По сути, необходимо ответить на вопрос: "Как обращаться с несистемными элементами?". Принуждение и санкции имеют ограниченную власть, по этому данный вопрос сводится не к тому: "Как воздействовать на несистемные элементы?", а к следующим вопросам: "Как предотвратить появление деструктивных несистемных элементов?", "Как сделать систему устойчивой к воздействию деструктивных несистемных элементов?" и "Как обеспечить появление созидающих несистемных элементов?". Теория безлимитного стаканчика газировки. Такое шутливое название объединило мои размышление на тему бесконечно растущих человеческих потребностей в условиях ограниченности ресурсов. В определённый момент я пришёл к выводу, что человеческие потребности не растут безгранично, на самом деле они вовсе не растут и безусловно являются ограниченными. Безлимитный стаканчик с газировкой тому свидетель. Можно предложить человеку потреблять не ограничено газировку, однако за один подход он не в состоянии потребить более того чем он может потребить. Более того, я за метил, что когда в доме достаточно продуктов, нет особого желания потреблять их исчерпывающе, наоборот, возникает устойчивое убеждение в том, что оно никуда от тебя не денется и потребить оставшееся можно будет потом, когда этого действительно захочется. В итоге проблема кроется не в ограниченности ресурсов, а в справедливости их распределения. И речь здесь не идёт о том, что бы грабить "богатых" раздавать "бедным". Смысл в необходимости установить такие нормы и правила при которых участники процесса деления конечного пирога на конечное количество частей имели равные шансы получить долю не меньшую, чем минимально необходимую для того или иного уровня жизни. Человек чётко должен понимать каким путём следовать, чтобы обеспечить тот или иной уровень жизни. Для того, чтобы человек обладал этим пониманием - он должен быть просвещён. Инвестиции в образование как залог избавления от нищеты и формирование благоприятной среды для экономического роста и развития государства - вот в чём основная идея теории безлимитного стаканчика газировки. Если правители хотят развития в своей стране и избавления народа от бедности и нищеты, они не должны раздавать деньги неимущим - это не позволит достичь другого уровня жизни, они должны просветить население какими путями можно сделать свою жизнь лучше: "...хотите денег идите в бизнес...", бесплатное образование, бесплатное качественное образование, целенаправленное обучение, профориентация, содействие в развитии инициатив - и люди сами себя избавят от бедности и нищеты, однако, захотят, чтобы с их правами считались... ...но это уже совсем другая история... Я думаю для начала хватит. КОНЕЦ! | |
Просмотров: 675 | | |
Всего комментариев: 0 | |